Управление мотоциклом на бездорожье: нюансы
Чем опасна езда по бездорожью
Поскольку мотоцикл обладает значительно большей проходимостью в сравнении с легковым автотранспортом, он позволяет без проблем перемещаться по разбитым и грунтовым дорогам и относительно неплохо чувствует себя в условиях бездорожья. Тем не менее, не стоит забывать о том, что двухколесная техника менее устойчива, а значит от водителя потребуется особая подготовка.
Первое на что следует обращать внимание – на качество сцепление шин с поверхностью. Малейшая потеря контакта с дорогой, чревата падением. По возможности двигайтесь с умеренной скоростью. Как только байк начнет водить в стороны или его станет подбрасывать, сразу же сбавляйте газ. Контроль скорости – первое и главное правило безопасной езды!
Понятно, что управление мотоциклом на дороге значительно отличается от перемещения по мелкому щебню, пыли или траве. Такие поверхности будучи сухими все еще дают возможность для уверенного движения. В дождь они становятся практически непроходимыми – без покрышек с мощными грунтозацепами существует вероятность упасть даже при движении с небольшой скоростью. Здесь придется использовать шины с «зубастым» протектором, способным обеспечить требуемое сцепление. Оптимальным вариантом станут универсальные покрышки, протектор которых сохраняет сцепление и на асфальте и на других поверхностях, в том числе мокрых. Установка кроссовых шин имеет смысл для езды по бездорожью, но они совершенно не подходят для асфальта, поскольку быстро изнашиваются и не способны гарантировать управляемость байка. Их имеет смысл использовать только для техники, относящейся к кроссовому классу или эндуро.
Езда по грязи
Такая езда является одной из самых сложных. Если на ваш байк установлены обычные дорожные шины, будьте готовы к тому, что он будет себя вести не лучше, чем на голом льду. Даже если покрышки имеют глубокий протектор, он очень быстро забьется грязью. Если вы оказались застигнуты врасплох непогодой, передвигайтесь как можно медленней, на первой или второй передаче. Обращайтесь аккуратно с ручкой газа, выбирайте менее скользкие поверхности. Постарайтесь избегать обгона автомобилей на мотоцикле, если приходится ехать в дождливую погоду и тем более по грязной дороге. Также обращайте внимание на состояние дорожного покрытия, стараясь не въехать в накатанную колею. Если это произойдет существует значительная вероятность разворота и падения. Глубокие колеи характерны для лесных и грунтовых дорог. Часто между полоса ними порастает травой, что также не добавляет видимости. Попав в колею, сбавьте скорость, выбирайтесь из нее, помогая ногами.
Несколько полезных советов:
- По возможности объезжайте препятствия: ямы, колеи, бревна, камни. При необходимости пересекайте их под прямым углом, максимально разгрузив переднюю ось.
- Преодолевайте только мелкие броды, избегайте глубоких (более полуметра). Чрезмерное погружение в воду может привести к отказу электрики.
- Используйте систему ABS – она не однажды выручит вас при торможении.
- Соблюдайте осторожность при движении по песку, особенно если управляете тяжелым мотоциклом.
- Не сжимайте сильно руль, руки и локти должны быть расслабленными, как бы вам не хотелось напрячь их при очередном препятствии.
- Используйте защитную экипировку. Особенно требуют защиты колени.
- Снизьте немного давление в шинах, если предполагается езда по песку или грязи. На твердых покрытиях этого делать не стоит.
- Если это возможно – увеличьте жесткость подвески.
- При езде по пересеченной местности вам придется неоднократно привставать на подножках, чтобы переместить вес корпуса немного вперед.
Более полно изучить все основные нюансы при езде в условиях бездорожья вы можете на курсах вождения мотоцикла в мотошколе JR-Garage.